Сергей Попов – искусствовед и галерист, лидер по продажам российских современных художников, автор 2-х фундаментальных книг по совр. иск-ву, его галерея Pop/off/art входит в топ-5 самых успешных в России (по версии Forbes) и в топ-500 галерей мира (по версии Blouin Artinfo), рассказал небольшой группе красноярцев (закрытый клуб любителей искусства) про закономерности рынка искусства и как он устроен. Несколько фрагментов, которые я записал:
– художники о которых пойдет речь, абсолютно автономны и независимы от чужих мнений, заказов, трендов и пр.;
– галерея помогает, развивает, продвигает художника годами, чтобы поднять его ценность;
– когда галерея берется представлять художника, он значительно поднимается в цене, галерее выгодно представлять художника десятки лет, стоимость поднимается в десятки и сотни раз, поэтому новые возрастные художники галереям не интересны;
– попасть в галерею практически невозможно, каждый день присылают по 10 портфолио, всем отказ;
– галерея выбирает себе художника если его работы приобрел авторитетный музей или состоялась персональная выставка с авторитетными отзывами, или он попал в шорт-лист авторитетного конкурса (таких как премия Кандинского) и даже после этого с большой осторожностью оценивают художественную ценность и перспективность, иногда советуясь с коллегами галеристами;
– если художник не представлен галерей, значит художник не перспективен, рынку он не интересен;
– в стране 15 тыс художников (официально зарегистрированных в разных союзах) и всего 15 стоящих галерей, галеристы на разрыв, а российские музеи почти ничего не покупают из-за бедности, рынок недоразвит, в результате много неоцененных художников;
– в главных рынках – США и Европе сильные антирусские настроения, это еще больше усугубляет неразвитость российского рынка современного искусства;
– Китай что-то покупает, но это не влияет на рыночную ценность художника, потому, что покупают не авторитетные музеи и галереи;
– существует самосовершенствующаяся система рынка, повлиять на нее извне невозможно, а если это происходит, то потом обязательно влияние вскрывается и цена падает;
– сильно влияют на цену авторитетные музеи и галереи, активностью каждого в отношении художника (как 2 сочетающихся сосуда музеи – частные галереи).
– единственная галерея зарубежом – Наиль и Александер – галерея в НьюЙорке где продают русских художников.
На фото картины Эрика Булатова (живой классик российского искусства). Картина "Слава КПСС" была куплена за $2 млн.