Творческая мастерская КРАЙ
Красноярск 2021
Тренды в мировой культуре
Конспект лекции Александра Купцова.
Людям всегда нужно что-то новое. Зачем им еще один фотограф, который так же снимает как они видели тысячу раз. Интересна самоидентификация автора.

Александр Купцов
фотограф, преподаватель фотографии
Оглупление
Андрей Курпатов – исследования показывают, что начиная с 90- годов уровень интеллекта и креативности у людей снижается. Идет массовое оглупление. Идет эскалация примитивного контента, чтобы получить большую аудиторию. И люди не замечают этого.
В этом нет ничего страшного, история знает такие периоды. Жить в комфортной дремучести может быть не так плохо.
Связанно с развитием интернета, развлечений и массовой рекламы. История знает такие периоды, это не хорошо и не плохо.
Интеллектуалы и креативные становятся более ценными. Усиливается расслоение общества.
Открытость
Соцсети, идентификация по лицу, открытость данных из интернета, Викиликс, Навальный,...
Глобальное потепление
Глобализм и новые центры силы
В образовании
Онлайн образование. В будущем востребовано будет креативное и творческое мышление, универсальность, способность переучиваться, быстро меняться.
В бизнесе
Переходит в интернет, IT. Пример уберизации Шевляков.
В психологии
Осознанность, психотерапевт, мозг и психика это второе я и они управляют человеком
В кинематографе
Сериалы, Зона комфорта (короткие, под клиповое мышление), сценаристы стали важнее режиссера.
В музыке
Мелодия, гармония, ритм. Можно увидеть как каждый год менялся топ музыкальных альбомов. Ритм стал доминировать, а мелодия почти исчезла.
В искусстве
Современное искусство, постмодернизм, бесконечная свобода самовыражения. Художник как ученый только на чувственном уровне предугадывает будущее и открывает новое. У художника не должно быть границ.
  • Неограниченная, абсолютная свобода художника в выборе методов самовыражения.
  • Переосмысление традиционных образов, включение их в новый контекст (отсюда — широкое распространение ремейков, интерпретаций, художественных цитат, заимствований, аллюзий).
  • Синкретизм, то есть сплав в единое целое разнородных элементов, порой даже противоречащих друг другу (например, использование художником разных стилей в одной картине, а то и сочетание живописи с другими видами искусства).
  • Диалогичность, то есть взгляд на тему с разных сторон, с позиции разных «голосов», создающих в итоге многоголосую «симфонию».
  • Игровая форма подачи, приглашение зрителя включиться в игру со смыслами.
  • Эпатажный характер творчества, порой даже демонстративная скандальность работ.
  • Ирония и авторская самоирония.
Началось с Дюшана и Малевича.
Дерьмо художника.
Стиль ШОК-АРТ. В 1961 году художник Пьеро Мандзони разделил свои фекалии ровно по 30 грамм, разложил по баночкам, всего их было 90, аккуратно запечатал, поставил свой автограф и назвал это: "дерьмо художника".
Затем он делает поистине гениальную вещь. Художник концептуалист ставит ценник на свою работу исходя из 30 грамм дерьма- 30 грамм золота. Практически все экземпляры были распроданы мимолетно на аукционе.
Рекордная цена, которая была выставлена за одну банку Пьеро зафиксирована в значении: 97,250 фунтов стерлингов, что переводя на наши деньги равняется более 8,2 миллиона рублей. По итогу мы делаем вывод, что цена одного экземпляра в 100 раз дороже золота.
Кто- то скажет что это бред и полный треш. Кто-то решит, что ничего гениальнее не видел в своей жизни. В любом случае это и есть то самое современное искусство

Я привлекаю внимание к доверчивости покупателей художественных произведений. Всем этим миланским буржуазным свиньям нравится только дерьмо. Пьеро Мандзони
В литературе
Вера Полозкова – современная поэтесса, вернула поэзии популярность и возвела ее в тренд.

Изменения в современной прозе похожи на трансформацию живописи. Я сейчас про общий тренд, знаю что есть исключения и буду рада, если отметите свои, которые я с радостью прочту.
Сейчас больше не пишут полотен как в эпоху Возрождения. Не принято, не модно, хотите классику - идите в старые пинакотеки. Современная живопись вас избавляет от деталей, оставляя только смысл/концепцию и впечатление. Причём, если у Рафаэля смысл картин более-менее единый для всех, то у современных художников заточен под угол зрения смотрящего.
  • Толстой писал как Тициан. Монументальные, многомерные полотна.
  • Гоголь как Босх, умелец составлять диковинные портреты.
  • Достоевский - Рембрандт, из чёрного фона на вас смотрят не портреты, но судьбы.
Продолжу свои перекрестные ассоциации на современниках.
  • Татьяна Толстая - Вася Ложкин
  • Пелевин - Энди Уорхол или Магритт
  • Сорокин - Сальвадор Дали или Гойя
А ведь есть ещё интерьерное искусство, это когда дизайнеры подбирают картину подходящую к дивану, но это должно быть что-то очень модное, типа Цыпкина.
К чему сейчас описывать природу, как Тургенев? Можно же выложить картинку и просто дать ей какое-то пояснение, от «очень» до чуть более развёрнутого. А вдаваться в детали теперь не принято, не модно.
Рынок искусства
Сергей Попов – искусствовед и галерист, лидер по продажам российских современных художников, автор 2-х фундаментальных книг по совр. иск-ву, его галерея Pop/off/art входит в топ-5 самых успешных в России (по версии Forbes) и в топ-500 галерей мира (по версии Blouin Artinfo), рассказал небольшой группе красноярцев (закрытый клуб любителей искусства) про закономерности рынка искусства и как он устроен. Несколько фрагментов, которые я записал:
– художники о которых пойдет речь, абсолютно автономны и независимы от чужих мнений, заказов, трендов и пр.;
– галерея помогает, развивает, продвигает художника годами, чтобы поднять его ценность;
– когда галерея берется представлять художника, он значительно поднимается в цене, галерее выгодно представлять художника десятки лет, стоимость поднимается в десятки и сотни раз, поэтому новые возрастные художники галереям не интересны;
– попасть в галерею практически невозможно, каждый день присылают по 10 портфолио, всем отказ;
– галерея выбирает себе художника если его работы приобрел авторитетный музей или состоялась персональная выставка с авторитетными отзывами, или он попал в шорт-лист авторитетного конкурса (таких как премия Кандинского) и даже после этого с большой осторожностью оценивают художественную ценность и перспективность, иногда советуясь с коллегами галеристами;
– если художник не представлен галерей, значит художник не перспективен, рынку он не интересен;
– в стране 15 тыс художников (официально зарегистрированных в разных союзах) и всего 15 стоящих галерей, галеристы на разрыв, а российские музеи почти ничего не покупают из-за бедности, рынок недоразвит, в результате много неоцененных художников;
– в главных рынках – США и Европе сильные антирусские настроения, это еще больше усугубляет неразвитость российского рынка современного искусства;
– Китай что-то покупает, но это не влияет на рыночную ценность художника, потому, что покупают не авторитетные музеи и галереи;
– существует самосовершенствующаяся система рынка, повлиять на нее извне невозможно, а если это происходит, то потом обязательно влияние вскрывается и цена падает;
– сильно влияют на цену авторитетные музеи и галереи, активностью каждого в отношении художника (как 2 сочетающихся сосуда музеи – частные галереи).
– единственная галерея зарубежом – Наиль и Александер – галерея в НьюЙорке где продают русских художников.

На фото картины Эрика Булатова (живой классик российского искусства). Картина "Слава КПСС" была куплена за $2 млн.
Технологии моделирования реальности:
  • AR – дополненная реальность
  • VR – виртуальная реальность
  • MR – смешанная реальность Игры (шлем PlayStation VR,), кино в стиле Властилин колец, виртуальные модели (люди)

Применяется в торговля, медицина, образование, маркетинг, дизайн, туризм. https://dtf.ru/gamedev/75208-ar-vs-vr-vs-mr-razlichiya-tehnologiy-i-sfery-primeneniya

Примеры:
  • Навальный про дворец Путина
  • Горящая Австралия
  • Нейроны мозга при оргазме
  • Виртуальные модели
Фейковые фотографии и виртуальные фотомодели
NVIDIA представили систему способную создавать сверхреалистичное изображения лиц несуществующих людей. Алгоритм работает с помощью наложения настоящих объектов друг на друга: в результате смешивания компьютер создает собственные изображения.Теперь отличить правду от вымысла будет еще сложнее, ведь нейросеть не ограничивается только портретами людей: она способна создать целые миры, заполненные фейковыми машинами, мебелью и котятами. Подобные технологии могут спровоцировать множества конфликтов: от появления «фейковых» апартаментов на Airbnb до отдельных политических стычек.

Для художников — это новый этап постижения медиареальности. Авторы могут начать осваивать новую площадку по созданию проектов и историй, заполненных не реальными предметами или людьми, а сгенерированными изображениями компьютерного происхождения. И при этом они будут восприниматься как часть реального мира.Можно предположить, что работы, основанные на новых технологиях, могут быть созданы в ключе портретов Томаса Руффа 90-х годов или же интересных пространств Амалии Ульман.Нейросети от NVIDIA дают возможность художникам полностью погрузиться в идеи, где нивелируется художественные таланты автора и происходит уничтожение мастерства как такового. Работа фотографов или художников будущего заключается лишь в генерировании новых идей и исследований. А фотография полностью перестает быть переносчиком объективной реальности.

Так почему бы для передачи художественных концепций не начать создавать новые реальности? Тогда рассмотренные нейросетевые технологии вполне могут подойти для подобных творений художников.

Будущее фотографии

Современная фотография
Мировые тренды – это то, что актуально в обществе развитых стран. Это как раз и есть современная фотография. Подробнее 2017 год, 2019 год.
Фотография отражающая современные тренды, т.е. те культурные и эстетические ценности, которые сейчас актуальны в обществе и которые были не значимы в прошлом.
Если описать словами, то это: концептуально (со смыслами), активный значимый цвет, странные композиции, неправильный свет, небрежность, провокация, кукольность, сюрреализм, неоднозначная трактовка, эстетика случайного любительского фото, отстраненность и не желание понравится зрителю, человек как предмет как скульптура без лица, человек не вступает в коммуникацию с камерой, сарказм и ирония, непривычное с человеком, шокирующие образы на гране фола, удивительно и странно, аутентично…
Примеры на которы я подписан: Vivian Sassen (vivianesassenstudio), Romina Ressia, Катя Туркина (turkinafaso), vincent ferrane, Petra Collis (ВК их нет).
Это реакция на перенасыщение качественными, красивенькими фото, которые сейчас так просто сделать. И фотография стала меняться.
Визуальные тренды 2021
https://www.youtube.com/watch?v=OvI3wfU8OdY

Эстетика ваби саби Эстетика случайных фото, в воге модели без ретуши, отклонение, несовершенные фото
  • Юджиси контент (котор делают простые люди), имитация Ю когда снимают профи, псевдоюджиси
  • Коллажи
  • Сиджиай компьют графика
  • Развитие технологий кибербанк –
  • противоположное естественность, спокойное, минимализм, стабильность (метамодернизм)
  • Цвет контрастный, Желтый-серый, несочетаемые цвета
  • Натуральность, природность, обычные люди, экотема, Натеральность, экотемы, возврат чел в природн состояние Модели ходили по мустыне
  • Стиль жизни в фотоисториях Андреас Баум
  • Более искренне
  • СМЫСЛЫ – главная особенность современной фотографии. Перемены последних лет – перенасыщенность нашего визуального пространства красивыми качественными фотографиями, они перестают цениться зрителем. Сейчас все больше интерес вызывают изображения с интересными смыслами. Мы ищем смысл и глубину в изображениях, истории, которые скрываются за фотографиями и новые способы выделиться.
    Хочется прийти к магическому мышлению (уникальное свойство детской психики создавать связи между вещами, которые взрослые не воспринимают взаимосвязанными). Так, земля становятся стеной, тени странными объектами, фигуры складываются в ритуал, значение которого недосягаемо.
В Инстаграме
  • Лайфстайл фото
  • Креативные фото
  • Анимированные картинки
  • Видео
  • Минимализм
  • Особое внимание, мы бы уделили креативному дизайну визуала и анимации.
Made on
Tilda