БИЗНЕС-ПОРТРЕТ (деловой портрет)
Пошаговые действия и основные принципы
Подготовка – исследование, разработка темы и стиля, создание концепции, смыслы.

Оформление предложения заказчику и согласование – бриф, мудборт, трикмент (живая презентация), наполненные референсами, скейчи.

Выбираем пространство – фон, "театральные декорации".

Свет и цвет – основные приемы освещения, в светлой тональности или в темной, цвет или ч/б. Типы лиц и специальное освещение для них.

Настройки камеры, фототехника, объективы.

Поиск композиции – объем, многоплановость, акценты, ракурс, силовые линии, минимализм, динамика, ...

Работа с моделью – формирование контакта, режиссерские действия, развитие сюжета.

Разноплановость при съемке – вертикальный, горизонтальный, ближе, дальше, пустое поле сбоку для текста

Типичные ошибки – фальшивая надуманность постановки ("уши фотографа"), гламурщина (нарочито красиво и зафотошоплено), люди в темных очках, замусоренность не нужными деталями.
Темы для съемок
1. Официальный портрет
Снимается с использованием постановочного света в помещении, фон нейтральный, допустим белая стена. Фотограф как режиссер должен добиться разных эмоций и выражений. Одежда: костюм-галстук или рубашка-галстук. Рубашка однотонная, галстук не пестрый. Можно попробовать разные рубашки и галстуки или свитер джемпер. Ничего не должно отвлекать зрителя от главного – глаз и лица.
Это основной портрет, работает больше всего в т.ч. для монтажа с нужными фонами.
2. Портрет в пространстве интерьера
Фон интерьера будет размытым, но будет ощущаться специфика пространства (заводской цех, кабинет, библиотека...), это создает содержание и принадлежность к какой-то деятельности.
3. Портрет на открытом воздухе
На фоне должно быть размытое пространство, но могут быть узнаваться знаковые места города. Хорошо когда снегопад, ветер, дождь. Лицо всегда выглядит по другому, чем в помещении, появляется больше эмоций.
4. Портрет на открытом воздухе, но в движении и в полный рост
В движение энергичной походкой на фотографа, снимается телеобъективом со следящим автофокусом. Хорошо когда сзади много людей (они тоже будут размытые), допустим на оживленной части центральной улицы.
5. Портрет во время общения с другими людьми
Например во время планерки или публичного выступления. Хорошо когда идет острая дискуссия. Здесь получаются самые сильные и честные эмоции на лице. Снимать сложно и долго, нужно наблюдать скрытой камерой и ждать нужных моментов.
6. Портрет у себя дома
Как правило чаепитие с детьми или старенькими родителями, или котом (собакой), цветы на окне, яблоки на столе, короче домашний уют. Можно откровенно семейный групповой портрет где все смотрят в камеру и улыбаются. Этот портрет идет на календарики, которые хорошо разбирают женщины после предвыборных встреч. Также эти портреты нужны для публикаций в последнюю неделю, дают ощущение избирателю: «Я знаю этого кандидата лично».
7. Портрет с младенцем
Самая вирусная и популярная тема в соцсетях.
8. Портрет с увлечением
Рубит дрова перед баней, поднимает гирю, играет с собакой, рыбалка, играет на гитаре… Нужно то, что характерно для кандидата и в рамках предвыборного образа. Работает на «Я знаю этого кандидата лично».
Одежда
    1. 2-3 рубашки, желательно однотонных и сдержанных цветов, обязательно со стоящим воротником как на фото у Путина.
    2. Пару традиционных пиджаков сдержанных и однотонных, и пару галстуков не пестрых.
    3. Пару джемперов, сдержанных цветов, один из них темный без выреза, желательно с воротником средней высоты как на фото Медведева.
    4. Брюки обычные деловые, но не джинсы.
    5. В одежде ничего не должно отвлекать от лица, от личности, но все добротное.
    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ съемки предвыборных портретов

    ✅ Главное в портрете это ДОВЕРИЕ и РАСПОЛОЖЕНИЕ К СЕБЕ.
    + психологический посыл и энергетика человека
    + особенности образа спроектированного маркетологом.
    ✅ Как правило это читается в глазах. Главный композиционный центр в треугольнике глаза-губы. Грамотные технологи используют максимально крупное лицо кандидата и даже срезают верхнюю часть головы для усиления эффекта от глаз. Важно при этом, чтобы портрет излучал ту самую энергетику и вызывал доверие у своего электората.
    ✅ Часто встречаю в предвыборных продуктах стоящее прямо "пустое" тело, либо не интересный абрис головы, которые забирают внимание на себя и значительно уменьшают эффективность портрета.
    ✅ Бывает, когда нужно/можно показать тело, тогда я делаю его в динамике, с наклонами плечей, в слегка бойцовской позе. Отличный пример Путин и Медведев, технологи натренировали их с бойцовской позой, лет 8 назад такого не было.
    ✅ Самый не эффективный предвыборный портрет, когда большой акцент на пиджаке с галстуком, это символическая униформа самых ненавистных людей у избирателей – чиновников. А если еще сидя в кабинете и за плечами "черные крылья" от спинки кресла + выражение лица не вызывающее доверие и отрицательный эффект усиливается.
    ✅ За долгие годы у меня выработан сценарий с разными темами для съемки кандидатов: постановочные портреты в студии, на улице на фоне размытых людей, в интерьерном пространстве с атмосферой проф деятельности, репортажный портрет в живом общении (недавно такой снимал 7 часов подряд) и так далее. Каждый сюжет подробно описан как снимается и какой эффект дает.
    ✅ Главное для меня в съемке, это своими режиссерскими действиями добиться от кандидата того самого эффективного выражения. Можно согласовать с технологом основную композицию, а дальше дело режиссерской техники.
    ✅ Интересно, когда ко мне обращаются технологи переснять портрет, который сделал обычный глянцевый фотограф. Прогнали его портрет через фокус-группу и получили реакцию – не доверяю, а кандидатам часто такой комплиментарный портрет нравится, им хочется быть красивыми и молодыми, а это для электората не обязательно.
    ✅ Естественно я изучаю мировые примеры президентских и партийных выборов крупных стран, слежу как подают Путина. С годами вижу изменения, например, послед годы все реже используют студийные портреты, все больше репортажные, несмотря на плохое освещение, но зато с сильным и честным эмоциональным посылом.
    ✅ Удивительно, но в интернете нет ни одной публикации на тему как снимать предвыборный портрет.

    Когда-то 10 лет работал предвыборным технологом, тогда ФПГ боролись за власть в крае, большие деньги сталкивались с еще большими деньгами, но побеждали технологии.
    Я понимаю каким должен быть предвыборный портрет.

    Александр Купцов
    портретный фотограф
    Made on
    Tilda