Красноярск 2023
КАК РАССКАЗАТЬ
ИСТОРИЮ В ФОТОГРАФИЯХ
мастер-класс Александра Купцова
Фотоистория или сторителинг сейчас король жанров в медиа.

Фотографу не обязательно следить за ходом развития действия, ему достаточно выбрать ключевые фрагменты, образы, обстоятельства, моменты, отношения, детали. Главное – это передача атмосферы, эмоций, жестов, взглядов, улыбок, мимики.
Это спрессованные смыслы и ощущения.


Александр Купцов
фотограф, преподаватель фотографии
Один из лучших успешных западных фотографов, который снимает фотоистории (стиль жизни) для рекламы по заказу крупнейших компаний мира.

Ниже серия для журнальной публикации со скрытой рекламой Мерседеса.
Женя Волкова morskaya_pipiska
Питер Бирд
Андрей Шапран
Из проекта КРАЙНИЕ ЗЕМЛИ, лендинг СЕВЕРНЫЙ МЫС.
Фотосерии Александра Купцова
Тува

Технология создания фотоистории
ХОРОШАЯ ИСТОРИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ РАССКАЗАНА или как рассказать историю в фотографиях.
Мини мастер-класс для участников творческой экспедиции Лиги Странников vk.com/liga_strannikov.

- ИДЕЯ (концепция) и контекст– это смыслы и содержание любой истории. Они придают целостность, которая вызывает главный интерес у зрителя-читателя. Диапазон невероятно широк – от эстетских любований до философских размышлений. Загляните в себя и именно там, в глубине себя найдете оригинальные темы.

- ЭСТЕТИКА и ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – зависит от вашей фотографической образованности, насмотренности и таланта. Но можно творить и новичку, в этом есть своя прелесть. Как раз сейчас актуален тренд на любительскую съемку с телефона. Насмотритесь этим полезным примером Андреас Баум https://www.andreas-baum.com/photography/ – один из лучших западных фотографов, который снимает фотоистории (стиль жизни простых людей) для рекламы, по заказу крупнейших компаний мира.

- СТРУКТУРА – задает вашей фотоистории целостность и логичную связанность. Это поможет зрителям понять, что происходит.

- ГЛАВНОЕ – это передача атмосферы, эмоций, жестов, взглядов, улыбок, мимики. Не обязательно следить за ходом развития действия, достаточно выбрать ключевые фрагменты, образы, обстоятельства, моменты, отношения, детали. Получатся спрессованные смыслы и ощущения.

- ВАРИАТИВНОСТЬ – разнообразьте вашу историю разными композициями, меняйте угол съемки, применяйте разноплановость и разножанровость: в одной истории могут быть и портрет, и натюрморт, и ландшафт, и жанровую сценку и пр.

- ОТБОР лучших кадров и составление истории – это отдельная трудоемкая работа, до которой не каждый доходит. Не так просто выделить правильные кадры. Иногда для этого можно использовать помощь друга или «зала».

- ПУБЛИКАЦИИ – до публикации доходит еще меньше авторов. Нет публикации - и ваша фотоистория умирает. Сейчас главные медиа - это соцсети. Обязательно публикуйте свои фотоистории у себя и в тематических пабликах, получайте реакцию, поддерживайте обсуждения. Так ваша фотоистория отшлифуется и будет готова для публикаций в крупных изданиях и на выставках.

ПРИМЕРЫ:
- Самая большая концентрация качественных российских фотоисторий вот здесь – ТАКИЕ ДЕЛА takiedela.ru.
- И еще раз рекомендую Андреас Баум https://www.andreas-baum.com/photography/. В его сериях очень много фото, это потому, что сайт рассчитан на редакторов изданий, которые сами составляют короткую историю. Обычно для фотоистории нужно 6-12 кадров.
- Мои фотоистории здесь https://kuptsovphoto.ru#projects
- Статья "17 правил сторителлинга" https://dzen.ru/a/XkHB_D2v-kQqZ22H.

Отбор фото
Сценарий съемки
Должно быть разнообразие в планах и темах.
  1. Жанровая сцена – что-то происходит
  2. Портрет крупно с акцентом на глаза или по пояс
  3. Интерьеры с людьми или без них
  4. Натюрморты
  5. Национально-географические признаки
  6. Фрагменты жизненных действий: спит, ест, играет, моет руки, плачет, смеется, целует, наслаждается своим телом...
  7. Юмор, Конфликты, Проявления любви
  8. Тексты к снимкам и серии
Важные принципы
  1. В фотографии нет никаких правил, вам нужно быть свободным и вдохновляться самой жизнью, не быть зависимым от правил и моды.
  2. Простота, естественность, честная фотография, не фальшивьте с постановкой. Хороший пример Андреас Баум.
  3. Важно – передача атмосферы, эмоций, жестов, взглядов, улыбок, мимики.
  4. Снимайте то, что у вас вызывает интерес.
  5. Важно получать удовольствие от процесса создания фотоистории.
  6. Чем больше вы сделаете кадров, тем проще будет из них собрать историю.
  7. Смыслы важнее красивости.
  8. Ваша культура, насмотренность и стиль жизни – осознайте принадлежность к своему сообществу (группе).
  9. Оммаж – это такое подражание другому автору, но со своей интерпретацией.
  10. Как не надо – купола, закаты, усиленные цвета и резкость, смазливо-красивенько.
Составление фотоистории
Программа для просмотра и редактирования фото – ACDSee

Учебный онлайн-курс Артема Чернова
, еще здесь.

КЛАССИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА из учебника драматургии, придуманной многие века назад.
1. Экспозиция
2. Завязка, первый и второй поворотные моменты
3. Кульминация
4. Развязка
5. Эпилог


СТРУКТУРА ФОТОИСТОРИИ


Фотограф не обязательно следит за ходом развития действия. Ему необходимо и достаточно выбрать лишь ключевую информацию, моменты, образы, обстоятельства, отношения, детали. Это даже не стоп-кадры из фильма. Это спрессованные смыслы и ощущения, выстроенные по плану.

Часто в успешных фотопроектах ключевые поворотные пункты "классического драматического сюжета" остаются "за кадром", в паузах между снятым на фото. Зритель фотоистории сам домысливает целый мир на основе предложенного смыслового пунктира - цепочки фотокадров. Если ему дали достаточно информации для этого. Так в фильме "Мимино" герой открывает дверь в квартиру и через склейку он уже - подсудимый за драку, которая осталась в "межкадровом пространстве".
В кино этот прием лишь один из возможных. В фотоистории он - неотъемлемое правило игры. Зритель сочиняет, допридумывает ход истории с вами. Если захочет. Вопрос - как вовлечь его в эту игру.
Выбор структуры
Есть много способов рассказать исторю:
  1. Один день из жизни
  2. То же событие со временем
  3. Тема, которая для вас важна – любовь, работа, единение с природой...
  4. Внимание уделяется каждому члену вашей семьи и тому, что делает их особенными
  5. Вечер или день (обычная жизнь местности по вечерам или днем)
  6. Истории о поэзии обыденности, ежедневных деталях и ритуалах, которые наполняют нашу жизнь.
  7. Цвет (на всех кадрах присутствует какой-нибудь повторяющийся цвет)
  8. ...
Полезные ссылки
  1. ТАКИЕ ДЕЛА фотоистории
  2. FOAM Talent одна из ключевых фотографических институций, называет 20 фотографов, которые будут определять повестку фотографии и визуального искусства в ближайшие несколько лет.
  3. Attention Hub – самые активные и актуальные современные российские авторы, работающие с фотографией (российская фотография в контексте современного искусства).
  4. LENS CULTURE – авторитетное фотоиздание, здесь лучшие их авторы и фото с текстами, а здесь фотоконкурс. Видео-анонс книги The Best of LensCulture Book - Vol 1
  5. CAMERALABS О фотографии, кино, творчестве, вдохновении, обществе, культуре и образовании.
  6. Birdinflight – интернет-журнал о фотографии и визуальной культуре.
Александр Купцов
Красноярский фотограф и преподаватель фотографии. Сайт.

  • Первое образование архитектор.
  • 2 раза проходил историю искусств, когда учился на архитектора и в Институте культуры.
  • Стажировался в Институте Брукса (Санта Барбара) по теме рекламная фотография.
  • Прошел мастер-классы Сергея Максимишина и Карла Де Кейзера.
  • Учился в Фотодепартаменте (С.Петербург).
  • Создал в Красноярске образовательную программу по фотографии "Сибирский характер" и в течении 2-х лет на гранты приглашал с мастер-классами крупнейших специалистов в области фотографии из Москвы, С.Петербурга, Европы и Америки.
  • Сейчас Александр успешный коммерческий фотограф, а его творческая фотография регулярно попадает в пространства современного искусства.
    Ученики Александра Купцова
    Коммерческий фотограф
    Творческий партнер Василины Поповой. Долгое время снимал фуд-фотографию самого высокого уровня, сейчас переключился на творческую фотографию, которая хорошо продается в мире.
    Арт-фотограф
    В 2011 Татьяна была признана одной их самых перспективных российских молодых фотографов, признана на основе отбора у 50 зарубежных кураторов.
    блогер-путешественник