ВЕБ-урок и пошаговые действия
ФУД-ФОТОГРАФИЯ
МАСТЕР-КЛАСС Александра Купцова
Как фотографировать еду, не имея опыта.
Изобразить блюдо максимально вкусным и зрелищным – вот смысл фуд-съемки, это нужно заказчику, чтобы продавать свой товар или вам, чтобы ставили больше лайков.
Для этого нужно обладать насмотренностью лучших образцов, технологиями съемки и желательно обладать фотографической культурой.
В этом уроке основные технологии и ссылки на лучшие мировые примеры для вашей насмотренности.
Итак, всего 10 шагов к успеху в съемке еды!


Александр Купцов
фотограф и преподаватель фотографии
Технология довольно простая (смотрите ниже), главное честно любить этот вид фотографии, обладать насмотренностью и интересно выстраивать композицию, последнее намного важнее навороченного освещения.

Евгений много лет снимает для iStok и Getty images, его снимки настолько ценятся в мире, что он часто путешествует по разным странам, снимая национальные кухни.

Евгений Мымрин
фуд-фотограф iStok и Getty images​
1. Выбор пространства
Важно, чтобы сзади был воздух
Готовое блюдо быстро теряет привлекательность, поэтому место съемки должно быть подготовлено заранее. Подберите красивую посуду, продумайте что еще будет в кадре – специи, салфетки, столовые приборы, зелень, фрукты – это все должно быть под рукой. Организуйте все так, как это будет смотреться в кадре, но вместо готового блюда поставьте пустую тарелку. Когда придет время – замените ее тарелкой с готовым блюдом. Заранее установите штатив и камеру, подстроив нужную высоту и угол наклона. На камере выставите настройки. Подберите задний фон, световую схему. Важно, расположить блюдо так, чтобы позади него оставался воздух, свободное пространство.
2. Выбор освещения
  1. Дневной свет, один источник, можете применить и студийную вспышку с большим отражателем
  2. Свет от окна под 45%, контровой чуть сбоку и иногда сверху
  3. Разные отражающие экраны – белые, черные, зеркальные и разных размеров

Освещение должно быть равномерным и ярким. Всегда хорошо смотрятся естественное освещение и дневной свет: лучшие кадры получаются в ясную погоду. Съемка в заведениях с панорамными окнами и плавным солнечным светом за стеклом — тот исключительный случай, когда может снять еду идеально даже на телефон. Если снимаете днем – поставьте стол у окна, но избегайте прямых солнечных лучей. Идеальный вариант – белая занавеска на окне, она даст мягкий рассеянный свет.
При отсутствии дневного освещения используйте студийную вспышку с большим отражателем.
Главное правило: свет либо должен ложиться сбоку, либо подсвечивать блюдо сзади - то есть, быть контровым. Так фото выглядят объемнее, а еда - сочнее. Если же свет будет ложиться спереди, блюдо в кадре будет плоским. Фронтальный свет слишком активен на переднем плане, что приводит к сильным пересветам, да и часто фотограф создаёт тень на блюде при таком освещении - это, безусловно, лишнее.
Удобнее всего пользоваться боковым светом. Идеален свет от окна под 45%.
Также, для фуд-фото очень хорош контровой свет, то есть вы располагаете блюдо между окном и фотоаппаратом, источник света получается сзади объекта съемки. Считается, что при таком расположении источника света, кадры получаются интересными и живыми. Выигрышно такое освещение если в кадре будут прозрачные напитки (тогда свет проходя сквозь стакан как бы подсвечивает его), они получаются более светлыми, хорошо показывая текстуру и яркость жидкости. Второй сценарий использования контрового света - когда мы хотим практически выбелить задний план, источник света сильно освещает задник, при этом сохраняя сочные цвета переднего плана (нет пересветов). Есть у такого расположения и свои минусы — практически невозможно сфотографировать объект без подручных отражателей.
Отражатели нужны для того, чтобы отражать свет, перенаправляя в нужном нам направлении свет на объект съемки. Проще говоря, мы полнее освещаем объект, что в итоге даёт более равномерные тени и цветовые переходы. Можно использовать разные отражающие экраны – белые, черные, зеркальные и разных размеров.
Обращайте внимание на блики – есть продукты которые отражают свет, а есть наоборот.
Не поддавайтесь искушению снимать со вспышкой – изображение станет плоским и на нем появятся блестящие пятна.
3. Ракурс
Следующий момент — угол съемки. По большому счету принято снимать еду под четырьмя углами: 0 градусов (фронтально), 90 градусов (сверху), 45 градусов (средний наклон) и 10-20 градусов. Если снимаете телефоном или самым простым фотоаппаратом — чаще используйте съемку сверху, это позволит максимально спрятать недостатки используемой техники.
Самый простой вариант – съемка сверху, под углом (но не под прямым!). Здесь нужно обратить внимание на общую композицию, цвет фона и посуды. Второстепенные предметы не должны отвлекать внимание от главного объекта съемки, а цвет посуды сливаться с цветом фона. Если блюдо не слишком красочное, используйте яркую посуду, тарелку необычной формы или составьте интересную композицию. Используйте метод кадрирования, когда в кадр войдет только часть тарелки с блюдом и эффектный фон. Еще один популярный прием – макросъемка. В фокусе только часть блюда, все остальное уходит в размытый фон.
4. Композиция
  1. Не бояться добавлять разные текстуры – листья, соль, чеснок, разлитый соус. Как раз они украшают и создают изящную и интересную композицию.
  2. Ракурсы
  3. Многоплановость
  4. Размытость заднего плана
  5. Темная, светлая или нормальная тональность
  6. Силовые линии
  7. Пропорции кадра
  1. Еда должна выглядеть опрятно (если иное не подразумевается задумкой и сценарием), по возможности нужно показать все ингредиенты, участвующие в блюде. Если есть какой-то главный ингредиент — покажите его на первом плане.
  1. Не бойтесь добавлять разные текстуры – листья, соль, чеснок, разлитый соус. Как раз они украшают и создают изящную и интересную композицию, помогают сделать кадр живее, аппетитнее. Овощи, травы, мясные изделия хорошо смотрятся, если смазать их маслом — это придаёт им блеск, красивые блики и отражения.
  1. Композиция, это не просто правильное расположение объекта съемки в кадре, но и полное построение картинки. Для того, чтобы фуд-фотография «цепляла», она должна рассказывать историю. Это может быть история о мужчине, который планирует поужинать большущим стейком, или о молодой девушке, которая хочет выпить чашечку кофе за любимой книгой. Чтобы рассказать историю, используйте в кадре соответствующий реквизит, а также – руки моделей (свои руки или членов семьи, или друзей)
  2. Снимайте сцену с разных ракурсов. Потом Вам будет что выбрать для разных целей.
  3. Многоплановость ???
  4. Используйте размытость заднего плана. Это поможет сконцентрировать внимание на главном объекте съёмки.
  5. Эксперементируйте, используйте съёмку в темной, светлой или нормальной тональности.
  6. Силовые линии ???
  7. Пропорции кадра???
5. Выбор параметров на камере
  1. Обязательно штатив.
  2. Чувствительность100 ед
  3. Диафрагма 11, объектив штатник 50 мм, если съемка сверху.
  4. Диафрагма приблизительно 5,6 на телеобъектив 85-135 мм, если съемка прямо сбоку
Чтобы избежать смазанностей изображения при съёмке с рук рекомендуется использовать штатив.
Чаще всего в фуд съемке используется режим Приоритета диафрагмы. С его помощью легко выделить объект и размыть остальное, тем самым показав зрителю, что важно для нас в кадре. Чем больше открыта диафрагма, тем сильнее размывается всё, что не попадает в ГРИП (глубину резко изображаемого пространства). Чем больше открыта диафрагма, тем меньше размер ГРИП (того, что будет в фокусе). И наоборот — чем диафрагма закрыта сильнее, тем больше ГРИП (больше объектов в пространстве будут резкими).
Если у вас мыльница или смартфон — даже с ними можно добиться размытия всего ненужного — для этого максимально близко снимайте главный объект, а другие предметы и фоны постарайтесь поставить как можно дальше.

Советы от фуд-фотографа Евгения Мымрина:
  1. Чувствительность (ISO)100 ед
  2. Диафрагма 11, объектив 50 мм, если съемка сверху.
  3. Диафрагма приблизительно 5,6 на телеобъектив 85-135 мм, если съемка прямо сбоку
6. Обработка.
Многие ошибки связаны с обработкой. Мониторы фотографов часто не откалиброваны или вовсе не предназначены для цветокоррекции. В этом случае пытаясь поправить тон Вы рискуете на выходе получить фиолетовые помидоры и ядовито-салатового цвета зелень. Запомните одну заповедь и идите с ней по жизни: еда должна быть натуральной.
9. Фототехника и оборудование
Выигрышный кадр может получиться при съемке и на профессиональную технику, и на телефон — все зависит от цели, которую вы ставите перед собой. Концептуально снять еду для меню на айфон будет крайне сложно — там вы вряд ли добьетесь качественной картинки без фуд-фонов и отражателей. А вот в социальных сетях наоборот могут зайти живые кадры с телефона: качество здесь на втором плане, ведь никто не листает инстаграм на больших экранах.

(Готовая 3D-фотостудия для предметной съемки премиум класса http://prime.photomechanics.ru)
7. Типичные ошибки.
- Плохое освещение. Как и в любом жанре фотографии, свет является наиболее важным принципом. Без света ничего не выйдет. Вот почему фотографию часто называют «рисование светом». Независимо от того, естественный или искусственный свет вы используете, подход к освещению создаст или разрушит вашу фотографию. Например, распространенная проблема во время съемки в ресторане, когда внутреннее освещение портит сцену, создавая нежелательный оттенок, особенно в светах. Это достаточно трудно исправить в постобработке, но можно избежать

- Плохая композиция. Композиция сама по себе является формой искусства. Помимо света, это один из самых сложных аспектов фуд-фотографии. На то чтобы освоить композицию, могут уйти годы. В рамках этой статьи мы не будем сильно углубляться в это, но есть некоторые вещи, о которых нужно знать, чтобы улучшить свою композицию.

Начните с минимализма. Ваш главный объект в сочетании с парой вспомогательных элементов, такими как реквизит или текстиль, - это все, что вам нужно.

Если реквизит не оказывает желаемого воздействия, то он отвлекает от главного и его нужно удалить! Самый большой "преступник" – цвет! Если вы фотографируете буханку хлеба, и у вас есть ярко-розовый фон, ваш глаз сначала пойдёт на задний план. Если это не намерение, то не следует выбирать такой яркий и, напротив, скучный оттенок в той же гамме, потому что эти цвета будут отменять друг друга. Попробуйте что-то нейтральное, но в то же время обеспечивающее разделение для глаз.

Одна из ошибок новичков — желание задействовать как можно больше цветов. Надо стараться, чтобы кадр был выдержан в одной цветовой гамме, без кардинально контрастных тонов — так картинка более удобна для восприятия. Отталкиваться можно от продуктов: если на тарелке свежие помидоры, сделайте акцент на красном цвете. С деталями тоже лучше не переборщить: на снимках блюдо порой теряется за листиками мяты, петрушкой и горошком перца.

- Неправильный ракурс. Прежде, чем начать фотографировать, важно выбрать наилучший ракурс для съемки вашей сцены. Правильный выбор будет зависеть от вашего объекта.

Блюда, состоящие из слоев, как бургеры или стопка блинов, лучше всего выглядят на уровне глаз, так как можно рассмотреть каждый элемент. С другой стороны, плоские блюда, такие как пицца и печенье лучше всего снимать сверху под углом 90 градусов, так как этот ракурс помещает все на ровную поверхность и придает объекту графичность.

- Неправильный фокус. Когда вы готовитесь снимать, нужно подумать о том, где будет находиться точка фокусировки. Обычно это передняя часть блюда. К тому же, подумайте о том, какой участок будет в фокусе. На это повлияет выбранное вами значение диафрагмы.

В фуд-фотографии цель состоит в том, чтобы показать блюдо в его лучшем виде, что не случится, есть его большая часть будет размыта.

После того, как вы сделали снимок (желательно подключить камеру к ноутбуку), проверьте фокус при 100% увеличении. Убедитесь, что фокус находится там, где вы хотели, а глубина резкости не слишком малая.

- Неправильное кадрирование. Прелесть цифровой фотографии заключается в том, что некоторые проблемы, возникшие во время съемки, можно будет решить в постобработке. Тем не менее, вопрос кадрирования лучше решать во время съемки.

Общей ошибкой, которую допускают новички, является съемка главного объекта слишком близко, так, что зритель не понимает, что изображено на фотографии. Или обрезка слишком плотная, чтобы показать блюдо наилучшим образом.

Попробуйте в процессе съемки несколько вариантов кадрирования и посмотрите, что выглядит лучше. Также хороший совет – фотографировать сцену шире, чем вы планируете ее в финале, а затем использовать функцию обрезки в постобработке, чтобы сделать композицию еще лучше


8. Традиционный или современный трендовый стиль
Традиционный стиль
По уже сложившейся традиции для каждого блюда существует определенная манера съемки.
Торт – снимают кусок торта, чтобы были видны слои и начинка. Если нужно показать оформление торта, снимают торт целиком сверху под углом.
Пицца – выстраивается композиция с овощами, зеленью, столовыми приборами. Снимают сверху под углом.
Шоколад – только макро, кусочек шоколада с акцентом на текстуре.
Ягоды – макро, в фокусе одна ягода чтобы выигрышно показать текстуру, остальное – размывается.
Цитрусовые – макро, снимать нужно в разрезе.
Кофе – акцент на пенке. Посуда – белая чашка с толстыми стенками. Фон — белый или теплых оттенков.
Чай – акцент на необычной посуде, интересной композиции. Снимать лучше при естественном освещении (свет от окна).
Прозрачные напитки – должно быть яркое пятно-акцент контрастного цвета (оливка или листик мяты). Фон желательно темный.
Салат – наиболее выигрышный вариант – белая посуда и белый фон.

Если само заведение стильное, в нем всегда интересно делать снимки, используя его собственную обстановку.

Фуд-мода не очень быстро меняется. Деревянные фоны, винтажная посуда — все, что было в ходу несколько лет назад, по-прежнему актуально: так, например, вы не не ошибётесь, если снимете блюдо на классической разделочной доске.

Тренды

- Storytelling. Тренд, который появился совсем недавно и не собирается уходить. Суть в том, чтобы не просто сфотографировать блюдо, а облачить его в какую-то историю, которая будет угадываться на фотографии. Сухие фото без истории уже никому не интересны. Тенденция изображения изолированной еды остается, но она проигрывает какой-то истории, рассказанной на фотографии.

- Руки в кадре. Тенденция, которая тоже появилась в последние годы и набирающая обороты. Фотографы стали добавлять в кадр руки, которые сыпят, держат, выжимают, лепят, перемешивают, наливают и совершают другие различные движения. Этот тренд очень тесно взаимосвязан с первым пунктом.

- Dark Photo - фотографии, выполненные в низком ключе. Стиль, процветающий последние годы. Почему низкий ключ в фуд-фото— это хорошо? На темном, черном фоне хорошо и выигрышно смотрится еда, ведь она, как правило, яркая и темный фон подчеркивает аппетитность фото. Также в низком ключе появляются темные дополнительные тени на объекте, что делает его выразительнее.

- Верхний ракурс. Тоже продолжающийся тренд. Возник он, когда возросла популярность съемки на смартфонах, так как именно верхний ракурс дает возможность получить красивую картинку без искажений. И этот стиль съемки на смартфон позаимствовали уже полноценные фотографы.

- Реалистичность. Тренд, пришедший из инстаграма, где съемка еды-одно из самых популярных направлений. Перед фотографами стоит цель соединить реалистичность и красоту. Чтобы не терялось ощущение того, что это не постановочное фото, а живое. Сейчас некоторые кафе и рестораны даже специально заказывают у некоторых блогеров съемку на смартфон. Нужно создать как бы беспорядок в кадре, но сделать это очень органично и композиционно красиво, должна быть видна работа!

- Старые деревянные фоны с грубой фактурой. Такие фоны популярны уже давно. Но важно, что старое грубое дерево используется во многих стилях интерьера (например, рустик, скандинавский, минимализм, кантри). Поэтому, модное у тебя получится фото или нет, зависит от того, с чем такое дерево сочетать. Если на старой деревянной столешнице использовать посуду в дворцовом стиле, то получится стиль шебби, который уже теряет популярность. А если на такой фон поставить однотонную керамическую тарелку лаконичной формы и простую серую льняную салфетку, то скорее выйдет минимализм. И это будет модно.

- Грубые или необработанные фоны: бетон, штукатурка, камень. Мода на такие фоны – проявление моды на минимализм, серый цвет, стиль лофт в интерьере. В фуд-фотографии такие фоны отлично смотрятся благодаря своей богатой фактуре.

- Серый цвет. Серым на фуд-фотографиях чаще всего бывает фон (бетон, камень) или текстиль. Самым ярким воплощением этого тренда является инстаграм https://www.instagram.com/bethkirby/

- Белый мрамор. Мода на белый мрамор является логическим продолжением моды на серый цвет. Белый мрамор очень гармонично сочетается с серым. В популярных блогах можно часто увидеть мраморные столешницы, разделочные доски и даже посуду.

- Минимализм. Минимум деталей в кадре, посуда простой формы без вычурного декора, однотонный текстиль, приглушенные цвета реквизита – вот характерные черты этого тренда в фуд-фотографии. Важно, что в моде не «холодный» минимализм, основанный на стекле, пластике и металле. В современном минимализме часто используется дерево.

- Керамическая посуда ручной работы. Вообще в мире сейчас тренд на натуральность, экологичность, немассовость и уникальность. Поэтому на пике популярности и керамика ручной работы. Идеальный вариант для фуд-фото – тарелка неровной формы, с выраженной фактурой, белого, пастельного или черного цвета. Если есть рисунок, то имитирующий камень.

- Медная посуда

- Подача еды в банках. Смузи, йогурты, десерты на фуд-фотографиях чаще всего можно увидеть в банках. Самые модные банки Mason Ball, Killner, Mason Jars.

- Цветы на фото. Букетик цветов или пара веточек всегда делают кадр интереснее.

- Разделочные доски с необычной фактурой

(Источники https://altynbaevamasha.ru/chto-sejchas-modno-v-fud-fotografii-11-populyarnyh-trendov/ https://restomir.ru/blog/trendy-fud-fotografii-v-2018-godu/

10. Особенности фото в Инстаграм и в меню.
Съемка на смартфон для Инстаграм

- Отключите и никогда не используйте вспышку
Дело в том, что многие снимают еду с помощью встроенной в смартфон вспышки. Любой профессиональный фуд-фотограф вам скажет, что это «убивает» объем в кадре и еда выглядит «плоско». Поэтому, отключите вспышку, когда фотографируете еду.

- Используйте верный ракурс
Одна из проблем, возникающих при съемке на смартфон – искажения, которые возникают из-за того, что смартфон слишком близко подносят к снимаемой еде. Отодвиньте смартфон подальше, чтобы в кадре не было заметно искажений объекта. А все ненужно пространство обрежьте в фоторедакторе.
Учтите, что лучшие ракурсы в съемке еды на смартфон - съемка сверху или фронтально

- Снимайте в едином стиле
Для того, чтобы ваша лента в социальных сетях (и прежде всего инстаграме) выглядела красиво, старайтесь снимать в единой стилистике (к примеру, с фотофонами в одной цветовой гамме). Кроме того, если вы используете тонирование фотографий, то рекомендуется использовать один и тот же стиль (пресет) для тонировки фуд-фото

- Используйте приложения
Как бы хорошо ваш смартфон не снимал, и как бы вы не старались, скорее всего, фотографии будут нуждаться в постобработке. Как правило, требуется подрезать ненужные поля, сделать фото более светлым/темным, убрать пятна или крошки. В этом Вам помогут мобильные приложения для смартфонов, такие как Lightroom Mobile, Photoshop или Snapseed.

-Что можно и нельзя выкладывать в инстаграм?
Главная задача и частного, и ресторанного аккаунта — отражать некую концепцию: именно она будет определять, какие снимки пойдут в сеть, а какие нет.
В кадр могут войти не только блюда, но и часть интерьера: будет видно, какие кресла и диваны стоят в заведении, заметна отделка стен. Иногда интересно показать в кадре руки: это намек на то, что человек сидит и ест в заведении прямо сейчас, что невольно вызывает у зрителя желание сделать так же. Тем не менее, главными все равно должны оставаться тарелка и ее содержимое.
Перебарщивать с «жизнью» на фото не стоит: жующий человек — не самый фотогеничный герой. Фото должно быть аппетитным — но в меру.

Съёмка для меню
Снимая для меню, постарайтесь отразить в снимке не только облик одного блюда, но и атмосферу всего места в целом. Работу сильно упростит разговор с дизайнером, дающим четкое ТЗ.

11. Насмотренность или примеры достойные подражания и учебы
  1. Отличные примеры с описанием https://altynbaevamasha.ru/blog/
  2. Обучающие посты Марии Алтынбаевой
  3. Полезный журнал о фуд-фотографии Photo Foodie Magazine
  4. http://rggphoto.com Специализированные журналы на торентах
  5. @donnahaymagazine/
  6. @deliciousaus/
  7. @armbrusterphoto/
  8. @_foodstories_
  9. @ditsen
  10. @localmilk
  11. @whatforbreakfast
  12. @lumadeline
  13. @abrowntable
  14. @gatherandfeas
  15. Katie Quinn Davies https://www.katiequinnphotography.net
  16. Rob Grimm http://rggphoto.com
  17. Александр Сляднев, Украинаhttp://www.slyadnev.com/
  18. David Frenkiel, блог Green Kitchen Stories, Швецияhttp://www.greenkitchenstories.com/
  19. Linda Lomelino, Швецияhttp://www.lindalomelino.se/
  20. Александр Сендяев
  21. Пример красивых фуд-патеррнов
Хотите получать анонсы других мастер-классов?
Made on
Tilda