Красноярск, серия мастер-классов от ФОТОПАПА
Феномен РОДЖЕРА БАЛЛЕНА
и его механизмы творчества
Конспект лекции Александра Купцова
Роджер Баллен (Roger Ballen)
Одна из причин, почему у меня получилось создать особенную эстетику — это то, что я живу в Южной Африке. Это не мейнстрим — это изоляция. И я выдумал эту эстетику сам. Я работал последовательно и использовал собственные работы как модель для создания новых.
Это создание новой эстетики. Это моё видение мира. Это не отсылка к конкретной культуре, не политическое высказывание. Это картинки, которые пытаются прийти к согласию с внутренними ландшафтами человеческого разума.
Фотография – определяющая сторона моей жизни. Я начал делать серьезные снимки в 1969 году, а сейчас 2018. Это центральный фокус моей жизни за последние 50 лет. И моя большая страсть. Без страсти вообще ничего бы не было.
Хорошая фотография для меня это прежде всего визуально выстроенный образ, нужно увидеть детали, которые потом складываются в стройную картину.
Формы для меня главное, они потом определяют смысл. У меня нет случайных деталей. Кадр держится на визуальных формальных связях. Визуальные связи, а не истории про людей, камера для меня научный инструмент.

Роджер Баллен
фотограф
Родился в Нью-Йорке, США, в 1950 году. Получил образование геолога.
Его мать, Adrienne Ballen, сотрудничала с агентством «Магнум», открыла фотографическую галерею в Нью-Йорке. В возрасте двадцати трех лет, после окончания Беркли, Роджер Баллен покинул Нью-Йорк и путешествовал по миру. После полутора лет в Южной Африке, он вернулся в США в 1977 году, чтобы закончить его первую книгу фотографий, «Boyhood».
Спустя некоторое время Баллен вернулся в Южную Африку, где преодолел более 100 000 километров в поисках рудных месторождений. Он делал фотографии маленьких городов, через которые проезжал. В 1985 он опубликовал вторую книгу, «Dorps», затем «Platteland» в 1994, и «Outland» в 2001.
Поначалу его работы вызывали споры, но сегодня творчество Баллена признано и снимки выставляются в США и Европе. В 1995 он выиграл премию «Rencontres internationales de la photographie d'Arles».
Одни из последних работ опубликованы в книге «Shadow Chamber» в 2005. Модели сняты в повседневной обстановке, отношения между фотографом и моделями сделали возможным рождение особого вида постановочной фотографии.
Баллен создал новую реальность и новую эстетику фотографии, которая действует на психику. Однажды увидев эти снимки, люди их уже не забудут. Фотографии хороши и своей техникой, и внутренними метафорами.
Основные принципы Баллена
Базовое образование
Важно, что мать с детства заложила в него важные принципы художника и фотографа.

Независимость
Полная независимость от чужих мнений, заказов, трендов, влияний. Сознательная изоляция и погружение в себя и среду.

Любовь и страсть
Всепоглащающая страсть к фотографии, настолько, что нет личной жизни.

Глубоко личное
Искренние откровения своих чуств, фантазий, видений.

Проектное мышление
Он погружается в один проект и годами снимает только его и ничего больше.

Искренний интерес
Искренний интерес и сострадание к людям которых снимает, Баллен погружается в их жизнь и живет с ними.
Boyhood (Отрочество)
Моя первая книга, Boyhood, как раз о моём детстве.
Баллен ведет нас через континенты Европы, Азии и Северной Америки в поисках детства: детства в том виде, в каком оно живет в Гималаях Непала, на островах Индонезии, в провинциях Китая, на улицах Америки. , Каждая потрясающая фотография (отобранная из 15 000 фотографий мальчика, сделанных во время четырехлетнего поиска Балленом его предмета) изображает магию мальчиков, раскрытую в их играх, их приключениях, их мечтах, их вреде. Мы начинаем видеть, что мальчики повсюду разделяют братство, независимо от того, насколько отличаются их культуры.
Dorps (Южная деревня)
Маленькие города Южной Африки - это часть "старой Африки", которая быстро исчезает.

Это мой главный проект – маленькие города южной Африки, я вошел в их душу.
Провода, рисунки, стены это появилось позже после этого проекта, все, что потом появилось пришло из этого проекта.
Ключевые програмные снимки помогли перебраться на следующий уровень.
Комната жд рабочего – этот снимок я не могу объяснить, для меня загадка.
Plattelend
Многие из тех людей, с которыми сталкивается фотограф, чувствуют себя задушенными бедностью и предвзятостью, отвергнутыми и униженными. Прежде всего, большинство сильно отчуждено радикальными изменениями, происходящими в обществе вокруг них. На этих мощных и захватывающих изображениях. Роджер Баллен проникает в мир, который ранее был окутан покровом белого превосходства.

В течение почти двух десятилетий Баллен фотографировал в южноафриканской деревне в поисках эстетических символов, чтобы передать ощущение места и людей. Образы сельской местности в южной Африке, тогда ЮАР был в хаосе.
Книга задела болезненные точки в обществе, мне угрожали.
Дрейси и Кейси. Возможно это обратная сторона разума...
Outlend
Outland является кульминацией почти двадцатилетней работы художника-фотографа Роджера Баллена и представляет собой один из самых необычных фотографических документов конца двадцатого века. Начав с документирования небольших «дорпов» или деревень в сельской местности Южной Африки, фотография Баллена в конце 1980-х и начале 1990-х годов перешла к их жителям: изолированные сельские белые, страдающие от истории, в процессе потери привилегий апартеида, который обеспечил их средства к существованию и поддержали свою идентичность в течение поколения. Результаты были шокирующими - как мощные социальные заявления, так и тревожные психологические исследования.

Я осознал себя как художник и стал вмешиваться в фотографии. Я режиссер, актеры, постановка.
Здесь появляются рисунки и далее все больше места начинают занимать.
Shadow shaber (Комната теней)
Фотографии представляют собой поразительные, неоднозначные изображения людей, животных и предметов, представленных в таинственных, похожих на клетки комнатах, которые занимают серую область между фактом и вымыслом, стирая границы между документальной фотографией и художественными формами, такими как живопись, театр и скульптура.

Вся съемка в заброшенном здании рудоуправления.
Впервые почувствовал скульптурность элементов., потом более осознано.
Здесь скульптура, живопись и фотография
Boarding House (Ночлежка)
Раньше это был склад на шахте.
Фотографии похожи на образы из бодрствующего сна, заставляющие задуматься, со слоями богатых деталей, вспышками темного юмора и измененным чувством места. Размывая границы между документальной фотографией и искусством, его работа является мощным социальным заявлением и сложным психологическим исследованием.
Александр Купцов
Диана Арбус (Diane Arbus)
Американский фотограф, представительница нью-йоркской школы, одна из центральных фигур документальной фотографии. Несмотря на свою маргинальную эстетику, Диана Арбус считается одним из наиболее влиятельных фотографов XX века.

МЕХ – хороший художественный фильм про Диану Арбус.
Дагата (Antoine d'Agata)
«Жаль, когда ты переживаешь нечто невообразимое, то, что создал с помощью наркотиков, алкоголя и проституток, а запечатлеть этого сам не можешь. Я не раз давал камеру людям, чтобы они фотографировали меня в моменты максимального накала. А потом на снимках ты видишь только ноги, кусок простыни или матрац.
Эксперименты с собственным телом и сознанием не раз приводили Антуана в реабилитационные центры. Он покорно выполнял все предписания врачей и по полгода не прикасался к наркотикам. Но, по его словам, он никогда не думал завязать. Есть ещё несозданные ситуации, непережитые страдания, и есть ещё зубы, способные прожевать этот «кусок мяса».
Питер Уиткин
Борис Михайлов (Boris Michaijlov)
Михайлова называют одним из самых значимых современных фотографов и самым знаменитым фотографом с российскими корнями. Главным объектом большинства снимков Бориса Михайлова стала повседневная жизнь в Харькове. Его работы стали символами социальной документальной фотографии.
Нобуёси Араки (Nobuyoshi Araki)
Питер Бирд (Peter Biard)
Ян Саудек (Jan Saudek)
Вивиан Сассен (Viviane Sassen)
Одна из самых ярких современных фотографов, работающих с постановочными фото, Вивиан попала на глаза кураторов и критиков после серии своих экзотических фотографий "Flamboya", которые Вивиан сняла в Африке не с моделями, а с обычными жителями континента. Рисуя тенями и выставляя моделей в необычные позы, наряжая их в яркие костюмы, Сассен пересекла грань между постановочной и документальной фотографией, искусством и фэшн-съёмкой.
Николай Бахарев
Фентези, соуцид, ведьменьское, хелуин
О лекторе
Александр Купцов самый опытный красноярский фотограф.
  • Первое образование архитектор.
  • 2 раза проходил историю искусств в ВУЗах.
  • Стажировался в Институте Брукса (Санта Барбара) по теме рекламная фотография.
  • Прошел мастер-классы Сергея Максимишина и Карла Де Кейзера.
  • Учился в Фотодепартаменте (С.Петербург).
  • Создал в Красноярске образовательную программу по фотографии "Сибирский характер" и в течении 2-х лет на гранты приглашал с мастер-классами крупных специалистов в области фотографии из Москвы, С.Петербурга, Европы и Америки.
  • У Александра много учеников, наиболее успешные Василина Попова, Евгений Мымрин, Татьяна Антонюк.
  • Сейчас Александр успешный коммерческий фотограф, а его творческая фотография регулярно попадает на выставки современного искусства.

Made on
Tilda