БИЗНЕС-ПОРТРЕТ
  • Как понимать и ориентироваться в создании бизнес-портретов, деловых портретов, корпоративных портретов, предвыборных портретов.
  • Как выбирать, ставить задачи и работать с фотографом.

Конспект лекции от Александра КУПЦОВА.
Особенность лекции
  • Такой объемной информации по теме бизнес-портретов еще не было, даже за рубежом.
  • Учтены современные тренды и изменения, которые произошли в связи с пандемией и отразились на фотографии.
  • В лекции общие сведения о теме.
  • Сейчас у меня идет работа над подробным онлайн-курсом БИЗНЕС-ПОРТРЕТ, рассчитанным на учебу фотографов в течении несколько месяцев.
Особенность преподавателя.
  • В курсе сконцентрирован мой многолетний опыт коммерческого портретного фотографа и преподавателя, также переработанная информация зарубежных, российских фотографов и изданий. У меня за плечами 30 лет профессиональной работы, публикации в крупных российских медиа, участие в десятках фотоальбомах и выставках.
  • Мои сильные ученики. Подробнее обо мне. Мои фотографии.

Александр Купцов
портретный фотограф, преподаватель фотографии
Декабрь 2020
Программа лекции
1. Введение, история и стили деловых портретов.
1. ЛЕКЦИЯ
Посмотрим эволюцию деловых портретов, чтобы понимать как менялись ценности в обществе и как они отразились на современном деловом портрете.
Традиционный классический стиль и в духе современной трендовой фотографии. Психологический портрет, раскрывающий характер или подчеркивающий отдельную черту характера.
Что изменилось в деловых портретах за последнее время – появилось больше естественности и доверительности. Айтишники, стартаперы, маркетологи, дизайнеры могут выглядеть очень свободно и демократично (Цукерберг, Маск, Джобс)
Зачем нужны деловые портреты? Для имиджа и личного бренда, вызвать доверие у клиентов или партнеров.
Вы узнаете о многообразии стилей и концепций.
  1. Для резюме, портфолио, веб-сайта. (Основные требования к фотографии для резюме от хедхантеров).
  2. Для аватарок в мессенджеры, соцсети, LinkedIn
  3. Для постов в соцсети
  4. Для маркетинговых и рекламных целей
  5. Для публикаций в печатных и интернет-изданиях
  6. Для корпоративного общения и внутреннего использования
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Снимите как считаете нужным деловой портрет 1-2 своих знакомых или родственников. Важно будет на следующем занятии обсудить ваши ошибки.
2. Ошибки, проблемы и важные принципы.
1. ОБСУЖДЕНИЕ ДОМАШНИХ РАБОТ

2. ЛЕКЦИЯ

  • Какие фотографии делать нельзя.
  • «Уши фотографа» – вымученные фальшивые и гламурные постановки.
  • Культура фотографа.
  • Этикет и культура взаимодействия с заказчиком. Не прикасаться во время съемки к заказчику, не заставлять его держать серую карту, не напрягать чем-либо, не вторгаться в личное пространство. Чтобы с вами было комфортно.
  • Дресс-код фотографа и команды.
  • Заказчик сам себе не нравится из-за личных комплексов и часто хочет быть молодым и красивым (особенно женщины). Непонимание заказчиком готовой работы.
  • Задержка сдачи работы недопустима.
  • Неудачные съемки.
  • Деревенская челка, что делать.
  • Чрезмерный контраст, световая жесткость, свет сверху.
  • Сколько зарабатывает фотограф деловых портретов.
  • Что изменилось в деловых портретах за последнее время – появилось больше естественности и доверительности.
  • Личный бренд и известность важнее мастерства, но без хорошего портфолио личный бренд не развить.
  • Ваше портфолио.
  • Понты фотографа: офис с красивой серкетаршей, большой фотоаппарат, дорогие осветители, команда. Фотосъемка как шоу.
  • Команда: агент, менеджер-администратор, стилист, визажист, парикмахер, ассистент.
  • Коммуникация с заказчиком и психология. Отдать несколько снимков в день съемки. Сделать портрет вашего куратора от заказчика на пробных съемках. В конце веселый неформальный групповой снимок. Спросить разрешение у заказчика на публикацию бекстейджа и готового портрета.
  • Насмотренность фотографа, формирование вкуса, культура и визуальная культура в частности. У части заказчиков культура не высокого уровня, но их представители из пиар служб и маркетинга чаще всего понимающие специалисты. Хорошо учишься когда когда собираешь мудборды.
  • Постоянно собирайте примеры, из них вы потом можете делать мудборды-предложения клиентам. Для этого надо быть подписанным на сильных мировых и наших фотографов.
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Снимите, как считаете нужным, деловой портрет 1-2 своих знакомых или родственников. Постарайтесь снять с учетом ошибок о которых шла речь в лекции.
3. Разные профессии – разные подходы к бизнес-портретам.
1. ОБСУЖДЕНИЕ ДОМАШНИХ РАБОТ

2. ЛЕКЦИЯ

  • Политики и предвыборные съемки
  • Директора и высший менеджмент компаний
  • Чиновники
  • Сотрудники для доски почета
  • Врачи
  • Юристы
  • Психологи и психотерапевты
  • Строители
  • Повара
  • Финансисты
  • Деятели искусства
  • Айтишники
  • Маркетологи, дизайнеры, рекламисты
  • Менеджеры
  • Преподаватели и инфобизнесмены
  • Актеры и модели
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Определитесь с какими профессиями вы хотели бы работать и сделайте подборки лучших примеров из интернета. Это вам понадобится для будущих мудбордов.
4. Обзор видов деловых портретов.
1. ОБСУЖДЕНИЕ ДОМАШНИХ РАБОТ

2. ЛЕКЦИЯ
  • Интерьерная съемка в офисе, общественном пространстве или в специальной локации фотостудии.
  • Студийная съемка на однородном фоне в студии или выездная фотостудия в офисе (для резюме, ...).
  • Уличная съемка или в природе.
  • Креативные постановочные сюжеты.
  • Репортажные сюжеты.
  • Лайфстайл съёмка для личного бренда в естественном окружении (лайфстори): ресторане, кафе, на улице, офисе, спортзале, дома, природе, с семьей, собакой… Разнообразие, свобода, атмосфера, стиль жизни, искренность, доверительность. Подходит для соцсетей, блогов и статей в журналах.
  • Групповой бизнес-портрет.
  • Фотодень – недорогой для клиента формат съемок, обычно для резюме или аватарку. Назначается день съёмки и много участников записываются на съемку. 20-30 мин на съемку каждого.
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Снимите серию деловых портретов одного человека на нейтральном фоне, в интерьере и на улице.
5. Пошаговые действия фотографа в заказе.
1. ОБСУЖДЕНИЕ ДОМАШНИХ РАБОТ

2. ЛЕКЦИЯ
  • Интервью с заказчиком и заполнение брифа: определение целей и целевых групп, предпочтений заказчика, конкурентов и пр.
  • Исследование темы: изучение мировых, российских и региональных, аналогов, выявление лучшего. Разработка идеи и стилей.
  • Создание мудборда и коммерческого предложения.
  • Пробная съемка, если возможно.
  • Сценарий, шпаргалка для съемки, расписание съемки: 10-15 мин на человека в студийной съемке и еще + 5 мин если хочется поговорить.
  • Памятка заказчику когда и как будет проходить съемка и что для этого нужно.
  • Договор на ИП или самозанятого.
  • Съемка.
  • Обработка.
  • Сдача работы, закрывающие документы, после них сдача оригиналов, через файлообменник, Телеграм (он не сжимает фото) или на флешке.

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Примените эти механики и определите в чем вы сильны и уникальны, поразмышляйте над своими уникальными фотопроектами, на следующем занятии обсудим.
6. Технология съемки.
1. ОБСУЖДЕНИЕ ДОМАШНИХ РАБОТ

2. ЛЕКЦИЯ
Коротко: выбираем фон, подстраиваемся под свет, подбираем композицию, режиссура и основная съемка.
Подробно:
  • Стилист, визажист, парикмахер.
  • Подбор фона («театральной декорации») и объектива который выявит этот фон.
  • Выбор освещения: студийный, мобильный (накамерной вспышкой), естественный, смешанный, мягкий, рембрантовский, …
  • Техника, фотоаппаратура, настройки камеры: камера и объективы, варианты комплектов (минимальный, основной рабочий и максимальный (понтовый), мобильная фотостудия и вспышки, штатив (высотой не менее 1.8 м), чтобы объектив был на уровне глаз высоких людей и небольшая лесенка или подставка для съемки высоких клиентов. Резервная камера. Экспозиция, RAW или JPG, зеркало для клиента во время съемки, взять запасные галстуки, салфетки и пудру, чтобы убрать блеск на лице. Наклейка на полу где будет стоять клиент, чтобы объектив оказался на уровне глаз.
  • Пробная съемка ассистента.
  • Композиция и позы (заложено в сценарии): голова и плечи, поясной портрет, в полный рост, воздух сверху, снизу или сбоку, ракурсы, сидя, стоя, отделить модель от фона, не ставить к стенке. Диагональ победы, силовые линии, ракурс и пр. Образы – начальник, позы альфа-самеца, открытый, американская или джакондовская улыбка, задать движение, осанка, руки в кадре, подставки под ноги, бойцовский наклон головы как у Путина, распущенные волосы у женщин как лучше… Желательно все это согласовывать во время съемки с заказчиком или его представителем, для этого выводить на экран компьютера или большого телевизора только что снятые фото. Очень важна доверительная естественность, а не студийная глянцевость и красивость, где чувствуется натянутость и неестественное желание понравиться.
  • Режиссура во время съемки согласно сценария + импровизация. Команды и жесты от фотографа, заготовленные анекдоты и шутки, для эмоционального разнообразия выражения лица клиента, расслабление (закройте глаза и глубоко вдохните-выдохните) …
  • Сюжетные варианты и варианты форматов (заложено в сценарии) вертикальный, горизонтальный, квадрат, в темной и светлой тональностях, в движении. Чтобы потом был большой выбор, тогда точно найдется ударный снимок.

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Выйти на свой фотопроект – сформулировать идеи, сделать программные снимки, найти примеры.
7. Обработка снятого материала.
1. ОБСУЖДЕНИЕ ДОМАШНИХ РАБОТ

2. ЛЕКЦИЯ
Минимальный набор действий, обычная обработка и сложная обработка, цвет или ч/б, при обработке учитываем доминанту в кадре – губы, улыбку или глаза, цветокоррекция, пластика (деформация объемов лица и прически).

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Сделать фото по мотивам понравившихся снимков-примеров или доклад о понравившемся мировом авторе.
8. Стратегия и маркетинг фотографа бизнес-портретов.
1. ОБСУЖДЕНИЕ ДОМАШНИХ РАБОТ

2. ЛЕКЦИЯ
Стратегия – цели, задачи, маркетинговый план (матрица действий):
  1. Разобраться кто ваши заказчики, осмыслить и выстроить гипотезы, опросить и описать свои целевые группы (книга «Спроси маму»).
  2. SEO (выдачи в поисковиках), SMM (соцсети), сарафан и многое другое.
  3. Личный бренд.
  4. Портфолио и свой сайт.
  5. Деловые портреты про самого фотографа.
  6. Бекстейджи.
  7. Ценообразование (книга «Ценные решения» Р.Тарасенко).
  8. Рынки – где и как искать заказчиков. Фотоагетнства, рекламные агентства, продакт компании, фотобанки…
  9. Бесплатные съемки.
  10. Коммерческие предложения.
  11. Личный агент.
  12. Другие жанры, в которых вы можете получить заказ от вашего клиента довольного деловым портретом.

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Сделать фото по мотивам понравившихся снимков-примеров или продолжить серию на основе своих удачных снимков.
9. Разбор и обсуждение ваших работ.
1. ОБСУЖДЕНИЕ ДОМАШНИХ РАБОТ

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Сделать фото по мотивам понравившихся снимков-примеров или доклад о понравившемся мировом авторе.
Александр Купцов
фотограф и преподаватель фотографии
  • Первое образование архитектор (2 раза проходил историю искусств в разных ВУЗах).
  • Стажировался в Институте Брукса (Санта Барбара) по теме рекламная фотография.
  • Прошел мастер-классы Сергея Максимишина и Карла Де Кейзера.
  • Учился в Фотодепартаменте (С.Петербург).
  • Создал в Красноярске образовательную программу по фотографии "Сибирский характер" и в течении нескольких лет на гранты приглашал с мастер-классами крупных специалистов фотографии из Москвы, С.Петербурга, Европы и США.
  • Сейчас коммерческий фотограф, специализируюсь на портретной фотографии.
  • Авторские фотографии в частных и галерейных коллекциях, зарубежных выставках в том числе в пространствах современного искусства.
  • Автор и участник десятков региональных фотоальбомов.

Еще подробнее здесь и здесь. Ниже фотографии Александра Купцова.
Ученики Александра Купцова
Пишите, если есть вопросы
касательно курса, личного кабинета
или чего-то еще.
E-mail
Ваш вопрос

Олайн-курс от PHOTOPAPA.RU
akuptsov@mail.ru, +7 929 3131 325
Made on
Tilda